ВОПРОС № 27: Обязателен ли досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора потребителя с подрядчиком (исполнителем)?

ВОПРОС № 27: Обязателен ли досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора потребителя с подрядчиком (исполнителем)?Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" такой порядок не предусмотрен, за исключением только двух случаев, прямо указанных в законодательстве.

В частности, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом.

Обязательный досудебный порядок урегулирования иных споров действующим законодательством не предусмотрен.

Верховным Судом Российской Федерации даны разъяснения в в п. 23 своего постановления от 28.06.2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", указано: "до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи"), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

Таким образом, необращение потребителя с претензией к исполнителю по договору подряда до момента обращения в суд с иском не является основанием для возврата иска.


Пример из судебной практики:

Определением Ленинградского областного суда от 16.08.2012 г. № 33-3882/2012 определение суда о возврате искового заявление отменено, указано: "Возвращая исковое заявление С., судья со ссылкой на п. 1 ст. 452 ГК РФ указала, что с требованием к ответчику о расторжении договора истец не обращался, а без предъявления такого требования обращение с соответствующим иском в суд законом не предусмотрено.

Однако, данный вывод суда судебная коллегия находит ошибочным, поскольку требования истца основаны на Законе РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", которым не предусмотрен досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров".


Аналогичный пример отражен в апелляционном определении Московского городского суда от 06.03.2017 г. по делу № 33-10169/2017, в апелляционном определении Тамбовского областного суда от 28.06.2017 г. по делу № 33-2537/2017.


Тем менее, в ряде случаев, суды продолжают возвращать исковые заявления со ссылкой на якобы несоблюдение досудебного (претензионного) порядка заявителем, что является неправомерным.

...



урегулирование спора, защита прав потребителей, подрядчик, исполнитель

Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Как только наступают теплые дни в конце апреля, многие выходят в городские парки на отдых, в том числе, и с целью приготовить шашлыки, не учитывая, что существуют специальные Правила.

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы относитесь к смертной казни?

Смертная казнь необходима
Смертная казнь недопустима
Смертная казнь может применяться только в исключительных случаях


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН