28.12.2018 - в специализированных аудиториях ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», в рамках изучения студентами курса «Основы права», состоялся научно-практический семинар на тему «Организационно-правовые особенности осуществления властных полномочий органами государственной власти».

Ястребов Дмитрий Андреевич Организатором проведения данного мероприятия выступил главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России, один из ведущих лекторов по курсу «Основы права» – Ястребов Дмитрий Андреевич.

В центре внимания участников семинара – разделение властей, как политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Организационно-правовые особенности осуществления властных полномочий органами государственной власти.

Организационно-правовые особенности осуществления властных полномочий органами государственной власти.

Принцип разделения властей, как одна из основ конституционного строя, провозглашен в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Основными докладчиками выступили студенты группы 18 ГМУ-УГХ 11.1 ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», обучающиеся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», направленность (профиль) «Управление городским хозяйством».

Это уже второй семинар по данной проблематике. Первый семинар состоялся 21 декабря 2018 г.

Модератором семинара выступил В.В. Военный.

Ястребов Д.А. и Военный В.В.

Д.А. Ястребов и В.В. Военный



С первым докладом, посвященному судебной власти, выступил С.С. Меситов.

С.С. Меситов

С.С. Меситов


По мнению докладчика, функции судебной власти включают в себя применение принятых законодательной властью законов, нормативных актов к конкретным жизненным ситуациям, защиту прав, свобод и законных интересов от необоснованных нарушений, независимо от того кем они были допущены и тем самым обеспечивает соблюдение принципов демократии, гуманности, социальной справедливости, гражданского мира и согласия в обществе.

В ходе доклада, несколько слов было сказано и об историческом развитии принципа разделения властей.

Также, докладчик подчеркнул, что роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в удержании законодательной и исполнительной властей в рамках конституционной законности путем осуществления судебного контроля за этими ветвями власти.

Докладчик обозначил структуру судебных инстанций разных уровней, на примере Российской Федерации.

Авторитет судебной власти во многом определяется профессионализмом судьи при рассмотрении дела. Исключительность судебной власти определяется независимостью судей их отделенности от исполнительной и законодательной власти.

В заключении, С.С. Меситов справедливо подчеркнул, что обеспечение интересов государства достигается не обособленностью ветвей власти, а тесным взаимным сотрудничеством, четким исполнением каждой из ветвей своих функций.

Краткий промежуточный итог выступления докладчика подвел организатор семинара – Д.А. Ястребов.

Основным оппонентом к докладчику С.С. Меситову, выступил Б.С. Бычков, который задал несколько ярких и острых вопросов.

Б.С. Бычков и С.С. Меситов

Б.С. Бычков задает очередной вопрос С.С. Меситову


Возникла дискуссия о формах финансирования органов судебной власти.

Высказывалось предположение о важности законодательной власти.

Оппонентом, достаточно провокационно, ставился вопрос и о целесообразности вообще выделять судебную власть в системе разделения властей.

Для предварительного рассмотрения кандидатур на должность судей федеральных судов, решение вносится соответствующим указом Президента Российской Федерации о назначении на должность судьи. В связи с этим Б.С. Бычков задал вопрос, почему федеральных судей назначает сам президент Российской Федерации, а не состав, например Верховного Суда Российской Федерации?

Кроме того, Б.С. Бычков, в итоге своей искрометной дискуссии с С.С. Меситовым, совершенно верно отметил, о тесном взаимодействии всех ветвей власти, а также и значимую роль Президента.

Далее, с уточняющими вопросами к докладчику выступили А.А. Дворянкина и А.С. Алтунин.

А.А. Дворянкина задает вопрос С.С. Меситову

А.А. Дворянкина задает вопрос С.С. Меситову


В частности, дискуссия коснулась сравнения объема полномочий у судебной, законодательной и исполнительной власти.

А.С. Алтунин задает вопрос С.С. Меситову

А.С. Алтунин задает вопрос С.С. Меситову


Также, из зала уточняющие вопросы задала Е.В. Рубцова.

Е.В. Рубцова задает очередной уточняющий вопрос С.С. Меситову

Е.В. Рубцова задает очередной уточняющий вопрос С.С. Меситову



Далее, с докладом об особенностях правового статуса Президента России, выступила А.С. Бадекина.

А.С. Бадекина

А.С. Бадекина


Докладчик, отдельно указала на то, что именно Президент - это высшее должностное лицо, являющееся олицетворением государственной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.

Было высказано утверждение, что указанная конституционная конструкция закрепляет роль Президента как важного координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Также, докладчик подчеркнул о наличии права Президента использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Определяя согласительные процедуры, как «конституционно – правовые средства разрешения разногласий, возникающих между участниками конституционно-правовых отношений», А.С. Бадекина отметила, что одним из видов согласительных процедур является «включение» в процесс урегулирования разногласия третьего, как правило, не заинтересованного напрямую в результатах разрешения спора лица («посредника»).

Основной задачей посредника является согласование позиций органов государственной власти, участвующих в споре, в том числе внесение собственных предложений по разрешению возникших разногласий.

Следствием вышеизложенного, по мнению докладчика, можно считать, что Президент России, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

В заключение своего выступления, докладчик затронула важный вопрос о степени легитимности власти при различных политических режимах.

В качестве оппонента выступила Е.О. Проходцева, которая подготовила ряд сложных вопросов перед докладчиком, в частности, организационно-правовые аспекты проведения процедуры импичмента.

Е.О. Проходцева задает вопрос А.С. Бадекиной

Е.О. Проходцева задает вопрос А.С. Бадекиной


Отвечая на вопросы оппонента и других участников обсуждения, докладчик верно заметил, что имеются ряд особенностей принципа разделения властей, характерных для России, возникшие в процессе исторического развития этого принципа в нашем государстве.

В частности, Президент Российской Федерации, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти.

Таким образом, Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, он как бы стоит над ними, выполняя роль «арбитра», гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

А.С. Бадекина обратила внимание, что процедура импичмента достаточно организационно сложная.

К обсуждению подключился организатор Семинара - Д.А. Ястребов, который напомнил участникам семинара, что в России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды и во всех случаях объектом становился первый президент — Б. Ельцин.

Процедура отрешение от должности Президента базируется на положениях ст. 93 Конституции России. Она предусматривает выдвижение обвинения Государственной Думой в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, должно сопровождаться заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении главы государства от должности принимает Совет Федерации.

При этом, соответствующее решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента России от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

А.С. Бадекина отвечает на уточняющий вопрос Д.А. Ястребова

А.С. Бадекина отвечает на уточняющий вопрос Д.А. Ястребова


Между А.С. Бадекиной и, вступившем в полемику с ней, А.В. Кузнецовым, возник спор, как раз, об упомянутом трехмесячном сроке. По мнению А.В. Кузнецова, - данный срок достаточен. Докладчик же, наоборот, считала, что данный срок чрезвычайно мал из-за сложности самой процедуры импичмента.

А.В. Кузнецов задает вопрос А.С. Бадекиной

А.В. Кузнецов задает вопрос А.С. Бадекиной


Также, в ходе обсуждения, была затронута тема, связанная с процедурой введения военного или чрезвычайного положения в стране и о полномочиях Президента по этому вопросу.

Д.А. Ястребов отметил, что военное положение — особый правовой режим, который вводится в условиях внешней агрессии или ее непосредственной угрозы. Этим оно отличается от чрезвычайного положения, которое вводится в случае внутренней угрозы — попытки переворота, беспорядков или катастроф.

Порядок введения и отмены военного положения в России определён федеральным конституционном законом «О военном положении».

Непосредственной угрозой агрессии будут считаться действия иностранного государства в нарушение международного права, которые непосредственно указывают на подготовку к агрессии.

Д.А. Ястребов о военном положении


В завершение обсуждения роли Президента в системе государственной власти, Д.А. Ястребов обратил внимание присутствующих на то, что Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето, причем Конституция России не устанавливает юридически обосновывать данное действие.


Далее, с докладом о роли Парламента Российской Федерации в системе государственной власти выступила Е.В. Рубцова.

Е.В. Рубцова

Е.В. Рубцова


Среди высших органов государственной власти, формирование которых обусловлено федеративной природой России, особое место занимает Парламент Российской Федерации.

Отмечая, что в нашей стране парламент представлен Федеральным Собранием, докладчик отметила его право принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесённым Конституцией и другими законами Российской Федерации к его ведению, обеспечивается постоянно действующим характером его работы.

В ходе выступления, было особо отмечен ряд полномочий Совета Федерации, среди которых было названо: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил России за пределами страны; назначение выборов Президента, как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

Подчеркивалось, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране.

Особо было отмечено, что правом законодательной инициативы, кроме Совета Федерации и Государственной Думы, также имеет Президент, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и другие лица. Однако непосредственно федеральные законы принимаются Государственной Думой, а принятые законы передаются на рассмотрение Совету Федерации, который вправе отклонить или одобрить принятый закон.

Разделяй и Властвуй?


К докладчику с уточняющими вопросами обратился из зала Д.Е. Комраков.

Д.Е. Комраков ждёт ответ Е.В. Рубцовой на свой вопрос

Д.Е. Комраков ждёт ответ Е.В. Рубцовой на свой вопрос


Подытоживая, Е.В. Рубцова, подчеркнула тесную взаимосвязь всех ветвей государственной власти и роль Президента.


Заключительный доклад о роли Правительства в системе государственной власти, представил М.А. Петухов.

М.А. Петухов

М.А. Петухов


Докладчик отметил, что вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки.

Одной из основных функций Правительства является функция исполнения федеральный законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента России.

М.А. Петухов подчеркнул, что согласно принципа разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», члены Правительства обязаны, по приглашению палат Федерального Собрания, присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Однако, совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом, который согласно действующей Конституции России не входит ни в одну из трех властей. Однако, в Конституции закреплен ряд важных конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу, фактически, входит в эту власть. Так, например, Президент назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства. Кроме того, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

В качестве оппонента выступил Б.С. Бычков, выразив свое несогласие с тезисом о главенствующей роли Правительства в системе государственной власти.

Б.С. Бычков выражает свое несогласие с тезисом о главенствующей роли Правительства в системе государственной власти

Б.С. Бычков выражает свое несогласие с тезисом о главенствующей роли Правительства в системе государственной власти


Подытоживая своё выступление, М.А. Петухов указал, что современное Правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной властью, т. е. административной деятельностью в стране.

Также, в научно-практическом семинаре принимали участие: Е.С. Берестовой, Д.Г. Верещагина, О.Е. Гуисов, К.Д. Данилина, И.В. Крылов, К.М. Курбанов, Н.С. Разгон, Ш.С. Рамазанов, Е.А. Русинов.

Участники Семинара 28 декабря 2018 г.Участники Семинара 28 декабря 2018 г.

Участники Семинара 28 декабря 2018 г.


Подводя итоги, участники научно-практического семинара, признали, что обмен мнениями прошел в деловой обстановке, обсуждены были интереснейшие аспекты организационно-правового статуса высших органов государственной власти федерального уровня.





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



При написании искового заявления необходимо определить территориальную подсудность, то есть выяснить суд, ​в ​котором ​может рассматриваться​ Ваше дело. Что для этого необходимо...?

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Пользуетесь ли Вы лицензионным программным обеспечением?

Да, пользуюсь
Нет


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН