11.11.2014 - в одной из специализированных аудиторий НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» на ул. Космонавта Волкова, 20, в рамках изучения студентами-политологами курса «Экологическое право», состоялся научно-практический семинар на тему «Государственная политика в сфере экологии: правовые проблемы реализации».

С основным докладом выступил главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России, один из ведущих лекторов Института гуманитарного образования Академии МНЭПУ – Ястребов Дмитрий Андреевич.

Научно-практический семинар «Государственная политика в сфере экологии: правовые проблемы реализации»


Выступая с докладом «Правовые основы государственной политики в сфере экологии: проблемы и перспективы» Д.А. Ястребов отметил, что сохранение природы и улучшение окружающей среды должно являться одним из приоритетных направлений в деятельности государства и общества. В связи с этим, природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.

Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития страны и государственная политика в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное и экологическое благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Переходя к проблемам реализации государственной политики в сфере экологии на примере города Москвы, докладчик обратил внимание на то, что для решения городских экологических проблем, ещё летом 1999 г. решением Экологического консультативного совета при Мэре г. Москвы была разработана и одобрена Концепция обеспечения экологической безопасности города Москвы, которая стала базовым документом города, определяющим стратегические направления экологической политики мегаполиса в увязке с эколого-градостроительным развитием.

Для реализации конституционного права жителей города Москвы на благоприятную окружающую среду, сохранения и развития комфортной среды обитания, а также в целях обеспечения экологической безопасности города Москвы на долгосрочный период Правительством Москвы была одобрена Экологическая доктрина города Москвы.

Доктрина должна была учесть региональные особенности взаимодействия человека и природы в городе Москве и признать особую важность сохранения природных систем города Москвы для создания комфортной среды проживания населения.

Увы, в период реализации данной Доктрины, были выявлены многие проблемы в разработке и реализации московского природоохранного законодательства, не позволяющие достичь конечной цели, определенной в самой Доктрине.

В докладе, также были затронуты основные положения новой экологической политики города Москвы на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 10.07.2014 № 394-ПП.

В данном документе зафиксировано признание значимой роли окружающей среды как фактора здоровья и качества жизни людей, о чем часто стали забывать многие городские чиновники, при принятии тех или иных решений, в частности в области градостроительства и развития улично-дорожной сети.

Однако, Д.А. Ястребов выразил обоснованное сомнение, что провозглашенная приоритетность сохранения биоразнообразия, естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, действительно станет одним из ключевых ориентиров новой экологической политики, при её реализации.

С сообщением на тему «Проблемы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» выступил П.В. Вовк, который обратил внимание участников научно-практического семинара на то, что современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Подводя итоги обсуждения основного доклада и сообщения «Проблемы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в ходе дискуссии, все участники научно-практического семинара, согласились с высказыванием основного докладчика – Д.А. Ястребова о том, что государственная политика в области экологического развития должна быть ориентирована на активное участие граждан в обсуждении решений, затрагивающих их право на благоприятную окружающую среду.

В сообщении Б.Р. Хачукаева на тему «Проблемы развития системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности», было особо отмечено, что для развития системы управления в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности важно использовать информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности должно предусматривать, в частности:
обеспечение функционирования и развития государственных информационных систем в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности;
расширение межведомственного информационного взаимодействия;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан полной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и прогнозах изменения ее состояния;
повышение доступности информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и принимаемых решениях за счет увеличения видов печатных изданий и развития информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Участники научно-практического семинара согласились с тем, что в вопросах, касающихся окружающей среды, совершенствование доступа к информации и участия общественности в процессе принятия решений повышает качество принимаемых решений и процесса их осуществления, способствует улучшению информированности общественности об экологических проблемах, предоставляет общественности возможность выражать свою озабоченность и позволяет государственным органам обеспечивать должный учет таких интересов.

Выступление Н.А. Светлова на тему «Роль комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера», затронуло одну из ключевых проблем в достижении стратегической цели государственной политики в области экологического развития.

При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности следует использовать:
1) расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, как и негативных последствий, связанных с изменением климата;
2) разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;
3) стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения.

Всё это актуально при возрастающем антропогенном воздействии на природную среду.

Развивая тему, связанную с антропогенным воздействием на природную среду, другой выступавший, - В.М. Сорокин, с сообщением на тему «Задачи государственной политики в области экологического развития на современном этапе» подчеркнул, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением целого ряда основных задач, среди которых: совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.

При этом, при решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей должны разрабатываться соответствующие эколого-правовые механизмы.

Обсуждая вопрос о путях решения задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды, участники научно-практического семинара обратили внимание на целесообразность использования следующих механизмов:
1) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;
2) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
3) усиление ответственности и неотвратимости наказания за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Часть материалов, касающихся вопросов правового регулирования в области развития системы ООПТ России, была использована при подготовке к участию делегации компании «Юридическая служба столицы» в парламентских слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, на тему: "Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации", организуемых Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии совместно с Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Имеет ли право на квартиру ребенок, не участвовавший в приватизации?

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы узнали о нашей компании?

Рекомендация знакомых
Поисковая система
Социальная сеть
СМИ
Сервис Яндекс.Карты
Информационная листовка
Рекламная вывеска


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН