02.01.2016 - Изменения в трудовом законодательстве в 2016 г. о заёмном труде.

с 1 января 2016 г. вступил целый ряд важных изменений, касающихся трудовых правоотношений. Один из самых поистине долго ожидаемых (уже полтора года) – Федеральный закон Российской Федерации от 05.05.2014 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вносятся достаточно большой объем изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также, в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первую), Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"...

Какие изменения вступают в силу в 2016 году в трудовом законодательстве?Какие изменения вступают в силу в 2016 году в трудовом законодательстве?


Ожидаемыми были поправки, касающиеся уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путем использования механизмов т.н. "заемного труда".

Теперь, в Трудовой кодекс Российской Федерации введена статья о заемном труде, определяющая данное понятие, – труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника и законодательно запрещающая заёмный труд.

При этом, предусмотрены особенности регулирования труда работников для организаций, занимающихся аутсорсингом в новой главе 53.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Работники могут направляться к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а также к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Таким образом, несмотря на то, что вводится запрет на заемный труд, у организаций существует реальная возможность продолжать использовать все преимущества аренды персонала. Для этого придется отказаться от аутстаффинга в пользу аутсорсинга.

Получается, что основное отличие, которое Закон делает между заемным трудом и предоставлением персонала, заключается во временности последнего.


Однако, арендой персонала смогут заниматься далеко не все. Осуществлять деятельность по предоставлению персонала начиная с 2016 г. вправе только две категории лиц.

1. Частные агентства занятости, в качестве которых могут выступать юридические лица, прошедшие специальную аккредитацию, при этом, им прямо запрещено применять «упрощенку», что стало серьезным препятствием использованию налоговой схемы на основе аутстаффинга.
Аккредитацию смогут получить только крупные агентства занятости, которые будут отвечать соответствующим требованиям:
– наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн рублей;
– отсутствие долгов по налогам и иным обязательным платежам в бюджет;
– наличие у руководителя высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействие занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
– отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

2. Все прочие организации, в том случае, если их работники направляются временно к:
- юридическому лицу, являющемуся аффилированным по отношению к направляющей стороне;
- юридическому лицу, подписавшему вместе с организацией, направляющей персонал, одно акционерное соглашение.

Особенности регулирования предоставления персонала лицами, которые не являются частными агентствами занятости, будут установлены отдельным федеральным законом.

Важно указать на то, что индивидуальные предприниматели с 2016 г. не вправе заниматься аутстаффингом.

С 2016 г. аффилированным лицам придется учитывать достаточно жесткие требования, введенные для предоставления персонала общими для всех организаций нормами.


Само определение деятельности по предоставлению персонала указывает на то, что оно должно быть временным, пока, однако, четкие критерии отличия по срокам запрещенного заемного труда от разрешенного аутстаффинга не установлены ни для частных агентств занятости, ни для аффилированных организаций. Исключение – для случая направления персонала в период заведомо временного расширения производства у принимающей стороны указан конкретный срок – не более 9 месяцев.

Таким образом, заключение договоров аутстаффинга на срок свыше 9 месяцев будет являться основанием усомниться в законности услуг по предоставлению персонала.

При этом, новый порядок несет в себе неясность – относится ли временный характер предоставления труда только к конкретному сотруднику или к принимающей стороне в целом. Так, например, организация направляет работника к дружественному лицу сроком на 5 месяцев. По истечении этого времени он возвращается, а на то же место и на тот же срок направляется другой сотрудник и т.д. Возникает вопрос – будет ли это рассматриваться как предоставление персонала на 10 месяцев или как две отдельные операции по аутстаффингу длительностью по 5 месяцев каждая, оформленные отдельными договорами?


Введено ограничение по цели предоставления персонала, т.е. не допускается предоставление персонала в целях:

- замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
- выполнения работ в случае простоя, банкротства или угрозы массового увольнения работников принимающей стороны;
- замены работников в случае их законного отказа от работы, например в связи с задержкой зарплаты.

Кроме того, предусмотрено правило, призванное ограничить возможности работодателя снижать собственные издержки на оплату труда за счет аутстаффинга – ограничения по условиям труда. Так, условия оплаты труда при предоставлении персонала должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же функции и имеющих такую же квалификацию. Это касается, в том числе, компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда и иных видов облагаемых страховыми взносами выплат. Также, принимающая сторона обязана обеспечивать безопасные условия и охрану труда.

Данное правило затронет интересы прежде всего агентства, которые используют труд временно пребывающих на территории России иностранцев из бывших союзных республик, т.к., стоимость труда этих категорий работников, как правило, намного ниже, чем граждан России, при более тяжелых условиях труда.


Важным является и новое условие о субсидиарной ответственности, которую несут по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с сотрудниками, принимающая и направляющая стороны (обязательства по выплате зарплаты и различных компенсаций).


Также, установлены ограничения по видам деятельности. Так, частные агентства не вправе предоставлять персонал для выполнения опасных или вредных работ, а также для замещения штатной должности, наличие которой позволит принимающей стороне получить лицензии, членство в саморегулируемой организации или иной допуск к определенным работам.

Изменения в трудовом законодательстве в 2016 г.

Следует отметить, что Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит особенностей применения его положений к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу.

Согласно положениям ст. 309 и ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 779 и ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, обязательства по договорам возмездного оказания услуг по предоставлению персонала, заключенным до 1 января 2016 г., должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.






Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Имеет ли право на квартиру ребенок, не участвовавший в приватизации?

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы поступаете, если видите в платежке ЖКХ непонятные вам суммы?

Никогда не сталкивался с подобным
Оплачиваю, не глядя
Плачу только за то, что считаю правильным
Иду разбираться в УК или к поставщику ресурсов вплоть до суда


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН