07.06.2016 - Краткий комментарий для Интернет-журнала об аналитике и практике торговли и взаимоотношениях с клиентами - Бизнес.Ру о проблемах, связанных с выявлением признаков т.н. "фирм-однодневок".

Интернет-журнал об аналитике и практике торговли и взаимоотношениях с клиентами - Бизнес.Ру обратился к экспертам-юристам за соответствующими разъяснениями и рекомендациями о том, как не заключить договор с "фирмой-однодневкой", чтобы впоследствии избежать претензий от ФНС?


Ястребов Дмитрий Андреевич Среди тех, кто поделился своей точкой зрения в обзоре "Признаки фирм-однодневок: мнения экспертов", - главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к.ю.н. Д.А. Ястребов:

С 1 июня 2016 г. станет больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. с части информации о компании, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ, снимается режим налоговой тайны. Именно в связи с этим и появляется новая возможность проверить добросовестность контрагента, не прибегая к услугам специализированных коммерческих организаций. Соответствующая информация будет доступна на сайте ФНС.

Кроме того, не следует забывать о тех критериях "фирм-однодневок", которые определены Минфином в своих многочисленных разъяснениях (Письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84, Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок", Письмо Минфина России от 16.02.2015 г. № 03-01-10/6845, Письмо ФНС России от 16.03.2015 г. № ЕД-4-2/4124, Письмо Минфина России от 16.10.2015 г. № 03-02-07/1/59422, Приказ ФНС России от 11.02.2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Так, под "фирмой-однодневкой" в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д. Суть схемы с участием "фирм-однодневок" сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему "фирмы-однодневки", которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

В этой связи с каждым годом необходимо уделять все больше внимания вопросам проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.

Исходя из этого при выборе контрагентов следует учитывать совокупность следующих официальных признаков (Критериев самостоятельной оценки, которые применяют налоговые инспекции в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок):

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).


Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.


Признаки фирм-однодневок
Кроме того, дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.


Признаки фирм-однодневок
Как показывает практика, судьи проявляют намного больше внимания к деталям рассматриваемой проблемы, поэтому и критериев, из-за которых у налогоплательщиков могут появиться неприятности, гораздо больше. Судебная практика последних лет определила дополнительные признаки, например:

- основные средства и персонал, материальные и технические мощности (возможности), достаточные для выполнения работ или услуг, отсутствуют (см.: Постановления АС: Уральского округа от 18.02.2015 г. № Ф09-460/15, Западно-Сибирского округа от 13.03.2015 г. № А27-13282/2013, Московского округа от 10.02.2015 г. № А40-167858/2013);

- заключение фиктивных договоров аренды (см.: Постановления АС: Уральского округа от 03.06.2015 г. № Ф09-3216/15, Поволжского округа от 28.05.2015 г. № Ф06-23162/2015, Северо-Кавказского округа от 22.06.2015 г. № А63-3417/2014);

- уклонение от получения юридически значимых документов (см.: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.09.2015 г. № А25-175/2014);

- юридический адрес контрагента является адресом т.н. "массовой" регистрации (см.: Постановление АС Уральского округа от 18.02.2015 г. № Ф09-460/15);

- руководитель организации является т.н. "массовым" руководителем (см.: Постановления АС: Дальневосточного округа от 15.04.2015 г. № Ф03-930/2015, Северо-Кавказского округа от 24.02.2015 г. № А63-13344/2013).


Признаки фирм-однодневок
Увы, как показывает практика, учет указанных признаков "фирмы-однодневки" до сих пор не стал правилом для многих субъектов предпринимательской деятельности. Суды "завалены" исками к подобным "контрагентам", но возврат денег или исполнение соответствующих обязательств практически невозможен. Остается довольствоваться, в лучшем случае - актом о невозможности взыскания.
Признаки фирм-однодневок


Чтобы обезопасить себя, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

1. При заключении договора ознакомьтесь с уставом фирмы-контрагента. Лучше заручиться выпиской о видах деятельности, порядке назначения и сроке деятельности руководителя.

2. Начиная сотрудничать с фирмой, постарайтесь лично встретиться с ее руководством (генеральным директором). Письменный запрос о встрече, а также аргументированный отказ вашего потенциального партнера станут еще одним весомым аргументом проявленной вами осмотрительности.

3. Стоит попросить у контрагента данные свидетельства о его регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Потом их копии можно приложить к договору или просто указать их в нем. Важно обратить внимание на срок существования фирмы, т.к. "однодневки", как правило, не живут долго.

4. От представителя контрагента (юридического лица, подписывающего договор) потребуйте паспорт и документ, наделяющий его полномочиями. Так, генеральный директор должен представить копию решения о его назначении, остальные — доверенность.

5. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" любой налогоплательщик вправе сам получить выписку из единого реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в отношении своего контрагента. Такой документ, выданный самим налоговым органом (выписка из ЕГРЮЛ или ответ на запрос), будет считаться значимым аргументом в суде при оспаривании претензий, связанных с "однодневками". При этом. в некоторых случаях выписку с успехом заменит распечатка с сайта налоговой службы (сервис - "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента"), на котором также можно получить некоторую информацию о потенциальном партнере.

6. Кроме подписи руководителя в счетах-фактурах необходима подпись и главного бухгалтера. Если руководитель не исполняет сам обязанности главбуха, то целесообразно получить от контрагента образцы подписей лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры.

7. Необходимо требовать копию лицензии, если деятельность контрагента подлежит лицензированию.

8. Если в договоре указано, что ваш контрагент исполнит обязательства только сам, то будет полезной и справка от контрагента о том, что у него имеется достаточно производственных мощностей, торговых площадей, транспортных средств и прочих ресурсов, необходимых для исполнения своих обязательств.

9. Целесообразно запросить в налоговой инспекции контрагента и/или у него самого копии бухгалтерского баланса за последний отчетный период (например за год). Контрагент может и не давать такие документы — запрос наверняка останется без ответа. Но он будет признан достаточным доказательством осмотрительности.

10. Пригодятся любые материалы о коммерческой деятельности агента: рекламные листовки, коммерческие предложения, каталоги. Особое значение могут иметь письменные рекомендации от других партнеров.

11. Раз в квартал стоит проверять данные о судебных делах этого контрагента через Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Правосудие» (ГАС "Правосудие").

12. Очень важны ежеквартальные сверки взаиморасчетов, которые позволяют не только подтвердить свою добросовестность и осмотрительность, но и отслеживать своевременность исполнения договорных обязательств с контрагентом.


Выполнение каждого из перечисленных пунктов получит положительную оценку в случае судебного разбирательства.

Признаки фирм-однодневок





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Присяга, которую будут приносить лица при приобретении гражданства Российской Федерации.

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы относитесь к введению запрета на продажу алкогольных энергетиков?

Положительно
Отрицательно
Нейтрально


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН