15.06.2017 - "Мундепия" - размышления о мундепах в столице.

Муниципальный депутат ("мундеп"), - избранник в органы местного самоуправления.


МундепияМундепия



Отто фон Бисмарк:

"Никогда столько не лгут,
как во время войны,
после охоты и
до выборов".



По сложившейся традиции, в органы местного самоуправления избирают лиц, которые "не мешают" власти: главврачей, директоров школ, работников учреждений, финансируемых на счет государственного бюджета...

Часть мундепов называют себя "самовыдвиженцами" или "независимыми", дистанцируясь от политических партий. Однако, если "копнуть" их биографию, выясняются интересные подробности "сотрудничества" с соответствующими политическими партиями.

Зачастую, мундепы зевают на своих собраниях, не всегда понимая суть вопроса, как правило, единогласно голосуют «за».

Кроме того, опыт показывает, что часть мундепов, как флюгер - меняет своё мнение, на "правильное" (диаметрально противоположное первоначальному).

Это вызывает не только недоумение у избирателей, но и все большее недоверие.

Всё чаще слышны призывы идти в мундепы новых людей, в т.ч и молодежь, и изменить существующее положение. Чтобы муниципальный депутат стал опорой для местных жителей!

Это не простой процесс, требующий серьезных усилий.

Основная цель - не просто избраться в депутаты, а получить квалифицированное большинство в Совете депутатов!

В связи с этим, очевиден вопрос о том, насколько сложно стать муниципальным депутатом в столице? Да и стоит ли идти в местные депутаты?

Эти вопросы обсуждаются не первый год, и не только в Москве.

Тема актуальна, т.к. зачастую на выборах - выбор крайне сложен, если он отсутствует...

В феврале 2017 года мне поступил запрос от Ежемесячного аналитического делового журнала «БОСС. Бизнес: Организация, Стратегия, Системы», касательно выборов муниципальных депутатов осенью 2017 года.

В числе вопросов были:

1. Каков профессиональный, социальный срез - кто будут эти люди?
2. На что могут влиять в повседневной работе?
3. Могут ли действительно повлиять на федеральную избирательную повестку 2018 года?
4. Что необходимо кандидату в муниципальные депутаты Москвы для ведения собственной кампании: бюджет, принадлежность к партии, личная узнаваемость и т.п.?


Отвечая на данный запрос в феврале 2017 года, я предполагал, что выборы в муниципальные собрания (Советы депутатов) города Москвы в 2017 году пройдут на фоне затухания протестной активности, которая достигала своего пика в 2012-2013 годах. Хотя события начала апреля и начала июня 2017 года продемонстрировали новый незначительный и противоречивый всплеск протестной активности в столице и в некоторых городах страны.

Для успешной избирательной компании, кандидату в муниципальные депутаты Москвы потребуется соответствующий бюджет и обязательная принадлежность к любой крупной партии. Личная узнаваемость не будет играть большой роли в условиях традиционной вялости местного электората. Хотя могут быть и редкие исключения.

Скорее всего, депутатами станут члены основных партий, главным образом, - "Единой России", либо те, кто будет позиционировать себя в качестве "независимого" кандидата, но реально, связанного с "партией власти".

Какого-либо серьезного влияния на на федеральную избирательную повестку 2018 года, муниципальные депутаты не смогут.


Аналогичный материал был также опубликован и на федеральной информационной платформе "Политинформатор.ру".

Позднее, в первых числах июня, похожий запрос мне поступил от Агентства политических коммуникаций "FullPublic".

Действительно, не маловажный вопрос, - каковы реальные полномочия муниципальных депутатов в Москве?

Отвечая на этот запрос, я решил обобщить его с предыдущим запросом.

Позднее, была подготовлена и опубликована расширенная версия ответа на cont.ws/@yastrebov/640801.

Легко ли стать мундепом?


Стоило повторить, что для успешной избирательной компании, кандидату в муниципальные депутаты Москвы потребуется соответствующий бюджет и обязательная принадлежность к любой крупной партии.

Личная узнаваемость, на мой взгляд, не будет играть решающей роли (при "подсчёте" голосов), хотя для части избирателей это и может быть важным. Увы, избирательная пассивность современного москвича и привела к такому печальному итогу.

Скорее всего, депутатами станут члены основных партий, главным образом, - "Единой России", либо те, кто будет позиционировать себя в качестве "независимого" кандидата, но реально, связанного с т.н. "партией власти".

Очевидно, что будет "ожесточённая" борьба "Яблока" и "коммунистов" за единичные депутатские места, но маловероятен их конечный успех, так как, решения по ключевым вопросам местного самоуправления принимает большинство, которое явно будет за "едроссами". Важно не просто избраться, а получить реальную власть!

В качестве "спойлеров" выступят малоизвестные общественные объединения, специально созданные для этой цели.

Многие москвичи (в том числе и я сам) разочаровались в своих депутатах-избранниках, в том числе и из-за того, так называемая "муниципальная реформа" так и не сделала местных депутатов реальными субъектами столичной политики, а местное самоуправление – прочной основой демократии и гражданского согласия. Часто, решения принимаются, без учета мнения местных жителей, что подрывает авторитет муниципальной власти, которую можно назвать "декоративной".

Проблема полномочий мундепов в городе Москве, весьма актуальна в преддверии выборов в Советы депутатов (муниципальные собрания) осенью 2017 года.

Компетенция муниципальных депутатов, остается достаточно скромной, несмотря на то, что с 2012 г. им неоднократно "подбрасывали" дополнительные, но не особо значимые, полномочия.

Кроме того, часть "полномочий" Советом депутатов (СД) сформулирована таким образом, что изначально можно прогнозировать определенное решение по конкретному вопросу.

Например, строительство каких-либо объектов на территории муниципального округа.

На рассмотрение СД выносится вопрос о согласовании конкретной проблемной стройки. Часть активных жителей (избирателей) - против строительства, но основная часть депутатов не готова "ссорится" с теми, кто "продвигает" этот строительный проект.

При принятии решения о недопущении, например, какого-либо строительства, решение депутатов будет иметь силу, лишь при условии, что две трети от установленной численности депутатов СД не проголосуют "против" согласования этого строительства. А этот результат получить, практически невозможно, если эта стройка уже была "одобрена" органами исполнительной власти на уровне города.

Может быть и иная ситуация, когда мундепы не хотят вызывать гнев своих избирателей, но в тоже время, не хотят идти против стройки. Поэтому, много будет зависеть и от того, на сколько СД захочет уклониться от обсуждения проблемной темы (проекта). Так, ряд решений СД, принимаемые при реализации отдельных полномочий, принимаются в течение 30 дней со дня внесения вопроса на рассмотрение в Совет депутатов. Если в течение установленных сроков решения советов депутатов не были приняты, представленные на согласование проекты "считаются согласованными".

То есть, достаточно пропустить по какой-нибудь "технической причине" этот срок, и в результате - автоматическое одобрение проблемного строй-проекта (например застройки территории общего пользования).

Таким образом, депутатам даже нет необходимости голосовать против какого-то решения, им достаточно просто "пропустить" срок, установленный законом для принятия решения, и "нужное" решение будет считаться принятым! Как пропустить? Не провести во время заседание Совета или же искусственно создать отсутствие необходимого кворума для проведения этого заседания (в связи с неявкой депутатов).

Есть печальные примеры, когда мундеп начинает изображать активную деятельность (особенно в год выборов), организуя различные встречи с населением по острым (или не очень) проблемам, постоянно подчеркивая, что он вместе с избирателями делает и будет делать всё от него зависящее для разрешения этой проблемы.

В действительности, всё ограничивается общими фразами, отправлением нескольких типовых запросов в другие органы власти, на которые приходят типовые "отписки". После чего, это мундеп, пожимая плечами, говорит о том, что мол, не хотят прислушиваться к проблеме там ("на верху"). При этом, этот мундеп с жаром продолжает убеждать всех окружающих, что необходимо продолжать писать во все инстанции...

Есть ли смысл в этой "бурной деятельности"? В ряде случаев, - это лишь имитация борьбы "за права избирателей"!


Очевидно, вновь избранные т.н. "независимые"депутаты в ОМС, безуспешно будут выходить с законодательной инициативой о наделении Советов депутатов реальными дополнительными полномочиями по согласованию различных проектов с "правом вето".

Несомненно, что квалифицированное большинство все равно будет у депутатов "партии власти" и попытка создать некий фильтр в принятии "согласований" будет неудачной.

Рассуждения, что "независимые" депутаты смогут, при необходимости, вовремя мобилизовывать "актив" жителей района для организации "давления" на "провластных" мундепов - несостоятельны, т.к. это "давление" ни к чему не приведет, кроме очередной имитации "обсуждений", в результате которых всё равно будет принято необходимое решение.


Сегодня, мундеп — лицо, которое в современных реалиях, не готово эффективно решать местные проблемы (за редким исключением).

Что необходимо изменить, чтобы мундеп стал действенной силой и реальным представителем избирателей?

Рассуждая на эту тему, стоит обратить внимание на фактическую безответственность депутатов перед своими избирателями. Право на отзыв установлено лишь формально: сами депутаты и определяют перечень соответствующих оснований и процедуру отзыва в уставе муниципального образования.

Как правило, основаниями для отзыва депутата могут служить лишь его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), но лишь в случае их подтверждения в судебном порядке, что крайне сложно...

Может проблема в этой безответственности?

Другой вопрос о том, - стоит ли идти в мундепы? Это вопрос для тех, кому это по силам.

Люди идут в депутаты, чтобы получить власть - возможность претворять в жизнь свои желания, мечты. Кто-то идёт во власть по причине своих нереализованных амбиций.

Некоторые могут идти в депутаты для поднятия и укрепления своего статуса. Например, человеку, имеющим фактическое ("теневое") влияние, требуется его легитимизация.

Маловероятно эффективное участие представителей малого и среднего бизнеса в реальной работе органов местного самоуправления. На это необходимо время для ЛИЧНОГО участия.

Кто-то может баллотироваться в мундепы из-за потенциальных "гонораров" за лоббирование чужих интересов. Например, некоторые могут идти в депутаты, потому что их "заставили" (направили). Интересы определенных локальных групп (элит) необходимо представлять в самых разных органах власти, в том числе, и в органах местного самоуправления. Поэтому и считается, что целесообразно выдвигать "своих" людей, чтобы они потом поддерживали нужные, в том числе, непопулярные решения, брали на себя ответственность и несли репутационные риски.

Есть и те, кто действительно хочет изменить жизнь к лучшему всех... Но смогут ли они стать депутатами? А став депутатами, смогут ли изменить жизнь к лучшему?


В любом случае, как говаривал
Марк Твен:

"Если бы от выборов что-то зависело,
то нам бы не позволили в них участвовать".


Марк Твен о выборах


Мундепия

p.s.

- Есть ли действительно эффективные народные избранники из числа действующих мундепов?
- Да, есть!
- И где же они есть?
- Где-то они есть...

Ястребов Д.А.
Размышления о "Мундепии". - М.: 2017.





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Имеет ли право на квартиру ребенок, не участвовавший в приватизации?

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы поступаете, если видите в платежке ЖКХ непонятные вам суммы?

Никогда не сталкивался с подобным
Оплачиваю, не глядя
Плачу только за то, что считаю правильным
Иду разбираться в УК или к поставщику ресурсов вплоть до суда


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН