22.09.2017 - Добро пожаловать в электронную демократию?

По действующему законодательству публичные слушания могут проводиться только в очной форме. И эту очную форму, в очередной раз, хотят изменить. А практически - отменить!

Для этого был предложен Законопроект № 133118-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях расширения возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности).

Публичные слушания в сети Интернет


Что реально даст данный Законопроект?
Реальное расширение возможностей участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности?



Законопроект был разработан Минстроем и внесен в ГосДуму от имени Правительства Российской Федерации.

Скачать полный текст Законопроекта № 133118-7 с пояснительной запиской:
Текст Законопроекта № 133118-7.pdf [610,22 Kb] (cкачиваний: 19)


Публичные слушания как консультативная мера, увы, изначально не являлись реальной возможностью жителей влиять на содержание принимаемых решений по вопросам регулирования градостроительной деятельности. Ведь решения по ним, носят рекомендательный характер («для галочки»).

Хотя, планировалось, что проведение публичных слушаний будет способствовать снятию возможного социального напряжения, поможет предвидеть возможные конфликтные ситуации в ходе реализации градостроительных проектов.


Ещё в 2010 году Конституционный Суд России определи потенциальную важность публичных слушаний:

"К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям.

Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам".


(из Определения Конституционного Суда
Российской Федерации
от 15 июля 2010 г. № 931-О-О)



Сложно утверждать, что публичные слушания до сих пор были очень действенным инструментом в процессе принятия градостроительных решений по всей России. Ведь, достаточно редко, когда жителям удавалось в самом начале остановить многие попытки точечной застройки, как и другие «блага», которыми отдельные органы исполнительной власти хотели обрадовать…

Видно, понимая, что ещё проще будет «решать вопросы» дистанционно, без этой самой очности, и возникло стремление ликвидировать публичность публичных слушаний.

Законопроектом № 133118-7 предлагается внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части замены процедуры публичных слушаний на процедуру общественных обсуждений, которая в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» может проводиться, в том числе (можно считать - в основном) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Добро пожаловать в электронную демократию?

Выходит, что новая «концепция» как раз и состоит в том, чтобы чиновники были освобождены от необходимости лично встречаться с гражданами в ходе публичных слушаний и давать им ответы на неудобные вопросы.

Новая процедура, предполагает риск того, что обсуждения станут удобным инструментом манипуляции в случае, например, неблагоприятного исхода для заказчика публичных слушаний, и власти смогут всё нивелировать большим количеством голосов «за», полученных якобы с помощью интернет-голосования.


(!) Однако, следует обратить внимание на то, что в настоящее время не все граждане, проживающие на территории муниципальных образований имеют равный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


(!) Отмечаем, что согласно статье 1 Законопроекта Градостроительный кодекс Российской Федерации дополняется новой статье 5-1, предусматривающей в качестве участников общественных обсуждений граждан, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект, и правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, находящихся в границах территории, в отношении которой подготовлен проект. При этом под гражданами и правообладателями земельных участков в законопроекте предусматриваются также и иностранцы, а из числа участников общественных обсуждений исключены общественные объединения граждан.


(!) Указанные предложения требуют согласования с нормами Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», где статьей 3 предусмотрено, что граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, а общественное обсуждение является одной из форм общественного контроля.


(!) Кроме того, в проектируемой статье 5-1 предложено оповещать о начале общественных обсуждений «на информационных стендах, размещаемых около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений органа местного самоуправления», «в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в границах которой проводятся общественные обсуждения», «иными способами, обеспечивающими доступ заинтересованных лиц к указанной информации», «в иных средствах массовой информации». Однако, данная терминология не предусмотрена в действующем законодательстве и не обладает четко определенным, конкретными признаками.


(!) Пункты 4, 5 проектируемой статьи 5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие направление предложений и замечаний в письменной или электронной форме, исключают возможность публичных общественных обсуждений, что противоречит статье 24 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».


(!) Кроме того, граждане ущемлены в правах, реализовать которые они не могут через доверенных лиц, в отличие от юридических лиц, которым такие права предоставлены пунктом 6 указанной статьи.


(!) Законопроект (пункт 11 проектируемой статьи 51) предусматривает возможность получения выписки из протокола общественных обсуждений, содержащей предложения и замечания участника общественных обсуждений и информацию об учете таких предложений и замечаний. Однако, указанная дефиниция представляется декларативной, поскольку не указан механизм ее реализации (как, когда и в каком порядке).


(!) Исключая из подпунктов 9 и 12 пункта 15 проектируемой статьи 5-1 (статьи 39 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) слова «о времени и месте их проведения» законопроект лишает участников общественных обсуждений права на реальное общественное обсуждение, предоставленное Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».


Заменяя публичные слушания на публичные обсуждения, предполагается, что проекты по разным градостроительным вопросам будут размещаться на соответствующих сайтах, где и будут вестись «дискуссии». А те, у кого проблемы с доступом в сеть Интернет, смогут прийти на экспозицию проекта и оставить свои замечания в письменном виде (как будто, это имеет большое значение).


Уже неоднократно высказывалось мнение, что публичные слушания по вопросам регулирования градостроительной деятельности стали инструментом мнимой демократии в этой сфере, имитируя общественное мнение…

Подробнее об этом в публикациях:

"Проблемы реализации института публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности в условиях «градостроительного конфликта»",

"Публичные слушания по вопросам регулирования градостроительной деятельности в условиях «градостроительного конфликта» в городе Москве и манипулирование общественным мнением".


Теперь - и публичные слушания хотят ликвидировать... Каковы же будут последствия?


Очевидно, что градостроительные проекты без учета мнений приводили и будут приводить к конфликтам, ведущие к ещё большему подрыву авторитета органов власти.





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



При написании искового заявления необходимо определить территориальную подсудность, то есть выяснить суд, ​в ​котором ​может рассматриваться​ Ваше дело. Что для этого необходимо...?

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Пользуетесь ли Вы лицензионным программным обеспечением?

Да, пользуюсь
Нет


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН