02.11.2017 - Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.


Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей без учета мнения (разрешения) второго родителя.

УФМС и суд про регистрацию детей


Типичные ситуации.


Ребенок зарегистрирован по месту жительства (которое совпадает с местом регистрации отца).

После прекращения брака ребенок проживает с матерью.

После отказа отца снять ребенка с регистрационного учета, мать обратилась в отдел УФМС России по одному из субъектов Российской Федерации, просила снять ребенка с регистрационного учета. В письме начальник отдела сообщил об отказе в снятии ребенка с регистрационного учета по месту жительства, поскольку отсутствует согласие отца ребенка на снятие его с регистрационного учета; заявителю рекомендовано получить такое согласие.

Мать ребенка решила обратиться в суд.

Правовая позиция УФМС: ссылаясь на положения Семейного кодекса Российской Федерации, считает, что для снятия ребенка с регистрационного учета необходимо получить согласие обоих родителей.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Суд первой инстанции надлежащим образом установил фактические обстоятельства, и применительно к рассматриваемому делу, посчитал, что требование о получении согласия отца ребенка для снятия с регистрационного учета несостоятельно, поскольку для этого нет необходимости. Суд пришел к выводу о том, что обжалуемый ответ (с разъяснением о необходимости для снятия ребенка с регистрационного учета предоставления согласия на это отца ребенка) «фактически является отказом в предоставлении государственной услуги, и является незаконным» (решение Верхнесалдинского городского суда Свердловской области от 23 декабря 2014 года).

УФМС подало апелляционную жалобу.

Однако, Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда, полагала возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Вопросы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства относятся к сфере административно-властных отношений, участниками которых, а, следовательно, и обладателями соответствующих прав и обязанностей, являются с одной стороны гражданин, а с другой - орган регистрационного учета или должностное лицо, ответственное за регистрацию.

Вопросы регистрационного учета регламентированы Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 Правилами, которые определяют регистрацию по месту пребывания и жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер и отражающий факт местонахождения гражданина.

Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей; не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в трехдневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.

При этом, вышеназванные нормативные акты не содержат правил, что для снятия ребенка с регистрационного учета по месту жительства требуется согласие именно обоих его родителей. Пункт 27 Административного регламента, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, устанавливает, что заявления от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). При этом, прямо не указано, что требуется именно одновременное предоставление заявлений обоих родителей.

В рассматриваемой ситуации, отказ в предоставлении государственной услуги действительно не был основан на положениях Административного регламента.
В результате, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица УФМС - без удовлетворения (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.04.2015 г. по делу № 33-4463/2015).

Нарушенное право было восстановлено.


Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.


Ещё один пример спора в современной судебной практике – в снятии с регистрационного учета и в регистрации в приобретенной квартире несовершеннолетних ТП УФМС России отказал, указывая на отсутствие согласия второго законного представителя детей – отца.

Правовая позиция УФМС: в соответствии с п. 27 приказа ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). Исходя из буквального толкования указанной нормы, для осуществления регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства необходимо согласие обоих родителей. Специальные нормы, регламентирующие процедуру снятия с регистрационного учета, не могут применяться в отрыве от иных норм, и в частности, семейного законодательства Российской Федерации, которое предусматривает равные права и обязанности родителей в решении вопросов в отношении детей, обязывает родителей заботиться и защищать своих детей.

Суд I-й инстанции удовлетворил требования заявителя.

Однако, УФМС была подана апелляционная жалоба.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда, исходила из принципа равенства прав и обязанностей родителей (п. 2 ст. 31 СК РФ), являющихся законными представителями своих несовершеннолетних детей, и отсутствия в законе установленной формы соответствующего соглашения, предполагается, что при совершении одним из родителей действий по вселению детей по месту своего жительства он действует с согласия другого родителя..
В случае спора по этому вопросу любой из родителей в силу положений п. 3 ст. 65 СК РФ вправе обратиться в суд с заявлением об определении места жительства детей. Если конфликтов и несогласий нет, то и оснований для отказа нет.

При этом следует отметить, что регистрация по местожительству носит уведомительный, а не разрешительный характер (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Для проведения регистрации требуется лишь заявление и документ-основание для вселения (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ).

Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

Таким образом, для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства одного из родителей письменное согласие другого родителя не требуется (Решение Макарьевского районного суда от 19 декабря 2014 г.).

С учетом изложенного выше, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица УФМС - без удовлетворения (Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.03.2015 г.).

Нарушенное право было восстановлено.


Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.


Иногда сами родители просят нарушить Правила регистрации, ошибочно полагая, что необходимо согласие обоих родителей для снятия с регистрационного учета.

Например, иск подаётся одним из родителей, действующим в интересах несовершеннолетнего ребенка, к другому родителю и Управлению по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета по месту жительства, по присуждении к исполнению обязанности восстановить регистрацию по этому месту жительства.

Суд I-й инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Однако, заявитель (родитель), не согласившись с судебным решением, подал апелляционную жалобу.

В данной ситуации, суд I-й инстанции, исследовав все обстоятельства дела, верно пришел к обоснованному выводу о правомерности действий Управления по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве (Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 24 октября 2016 года).

В соответствии с п. 27 Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 (ред. от 19.01.2015) "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 № 27963), заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).

Также п. 114 названного Приказа, установлено, что Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них).

В соответствии с п. 135 указанного Приказа, в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

Утверждение в апелляционной жалобе о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка не основано на требованиях закона.

При этом устанавливая равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей (глава 12 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), законодатель исходил из презумпции добросовестности и разумности родителей при осуществлении ими родительских прав, что, безусловно, не исключает вероятность отклонения родителей (одного из них) от предполагаемой модели поведения. В связи с этим Законом предусмотрен специальный механизм защиты прав и интересов ребенка, субъектом которого Управление по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве не является.

Более того, учитывая ограниченные полномочия Управления по делам миграции ГУ МВД России по г. Москве по регистрации/снятию с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетних детей, в том числе, отсутствие у органов миграционного контроля права на розыск второго родителя для получения его согласия на снятие/регистрацию ребенка по месту жительства, а также принимая во внимание установленную Семейным кодексом Российской Федерации обязанность каждого родителя на осуществление родительских прав в соответствии с правами и интересами детей, Приказом ФМС России от 19 января 2015 года № 6114 внесены изменения в п. 114 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, согласно которым с 08 марта 2015 года (начало действия Приказа ФМС России от 19 января 2015 года) и по настоящее время регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них).

На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда считает правильным решение суда I-й инстанции, решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2017 г. по делу № 33-20830).


Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.


Аналогичный пример, когда один из родителей просит нарушить Правила регистрации, ошибочно полагая, что необходимо согласие обоих родителей для снятия с регистрационного учета.

Так, один из родителей обратился в суд с иском к ОМВД по району Богородское г. Москвы об оспаривании действий должностных лиц, связанных со снятием с регистрационного учета по месту жительства несовершеннолетнего ребенка в отсутствие согласия второго родителя ребенка.

Суд I-й инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Однако, заявитель (родитель), не согласившись с судебным решением, подал апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда нашла решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда (решение Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2017 года).

В частности, согласно абз. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.

Пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

На основании приведенных обстоятельств дела и правовых норм, Судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда решение суда I-й инстанции было оставлено без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2017 по делу № 33-36759/2017).



ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:


1. Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер.

2. Представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое является его местом жительства.

3. Утверждение о необходимости получения согласия обоих родителей для регистрации изменения места жительства ребенка не основано на требованиях закона.

Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей без учета мнения (разрешения) второго родителя





Споры о регистрации и снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей.

Популярные запросы:

снять с регистрации ребенка без согласия отца
снять с регистрации ребенка без согласия матери
как прописать ребенка к отцу без согласия родителя?
как прописать ребенка к матери без согласия родителя?
Можно ли снять с регистрации ребёнка одному из родителей?
можно ли выписать ребенка без согласия второго родителя?
Можно ли снять с регистрации ребёнка одному из родителей?
Как снять с регистрации несовершеннолетнего ребенка?
снять с регистрации ребенка без согласия второго родителя
судебная практика о снятии с регистрационного учета ребенка без согласия второго родителя
снять с регистрации ребенка без согласия отца к матери
снять с регистрации ребенка без согласия отца





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Присяга, которую будут приносить лица при приобретении гражданства Российской Федерации.

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы узнали о нашей компании?

Рекомендация знакомых
Поисковая система
Социальная сеть
СМИ
Сервис Яндекс.Карты
Информационная листовка
Рекламная вывеска


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН