06.06.2018 - Может ли быть референдум в Москве?

Одной из форм непосредственной демократии на региональном уровне выступает референдум субъекта Российской Федерации, а на уровне муниципального образования — местный референдум.

Вопросы проведения референдума в субъекте Российской Федерации и местного референдума регулируются Федеральными законами от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциями, уставами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Может ли быть референдум в Москве?


На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией России и федеральным законом.

Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе выносить вопрос на свой референдум, если этот вопрос совместного ведения урегулирован федеральным законодательством.

Посредством местного референдума население муниципального образования имеет возможность самостоятельно принимать решения по наиболее значимым вопросам местной жизни. Предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это вопросы, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.

Однако на практике институт референдума субъектов Российской Федерации и местного референдума используется крайне редко в силу значительных финансовых, временных и организационных затрат.

Возможность проведения местных референдумов закрепляется в нормативных правовых актах практически всех субъектов Российской Федерации, но степень проработанности этого вопроса различна.

Референдум города Москвы, местный референдум в городе Москве (далее - местный референдум) проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

Может ли быть референдум в Москве?


Материалы, рекомендуемые к ознакомлению (доступно скачивание):

Региональное законодательство:

- Закон г. Москвы Об организации местного самоуправления в городе Москве.pdf [632,05 Kb] (cкачиваний: 11)
- Закон г. Москвы О референдумах в городе Москве.pdf [1,01 Mb] (cкачиваний: 8)
- Закон Московской области О референдуме Московской области.pdf [883,19 Kb] (cкачиваний: 9)

Может ли быть референдум в Москве?


Одним из первых законов субъектов Российской Федерации о региональном референдуме был принят Закон Республики Марий Эл "О референдуме Республики Марий Эл" от 30 июня 1997 г. В этом Законе, в числе прочего, подробно опре­делялись вопросы, которые могут быть вынесены на референдум, обстоятельства, исключающие проведение референдума, определялся порядок назначения референдума, его финанси­рования, проведения агитации по вопросам, вынесенным на референдум, порядок формирования и деятельности комиссий референдума, порядок голосования, подсчета голосов и определения результатов референдума.

==================

Подробнее об инициативе проведения референдума



==================
Непростой вопрос:

В ч. 2 и ч. 3 ст. 3 Конституции России провозглашено, что:

"2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы".


В связи с этим, стало интересно, что является первичным - референдум или выборы?

Может ли референдум, как высшее непосредственное выражение власти народа, быть направлен на отрицание состоявшихся выборов (вне зависимости от их уровня), являющихся, также, высшим непосредственным выражением власти народа?

По данному вопросу существуют различные точки зрения...

Ещё в 2015 г., в ходе открытой дискуссии, главный научный консультант компании "Юридическая служба столицы", к.ю.н. Д.А. Ястребов отмечал:

Ястребов Д.А. о референдуме и выборах


Каждая форма непосредственной демократии имеет (должна иметь) собственное предназначение в системе современного народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их.

Интересно, что по данной проблематике, неоднократно, говорилось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации. Например:

"По смыслу статей 3 и 32 Конституции Российской Федерации, референдум и свободные выборы являются высшей формой осуществления народовластия. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, - иное приводило бы к пересмотру итогов выборов и тем самым к отрицанию их конституционно-правового статуса и, как следствие, к нарушению принципа народовластия, как он выражен в Конституции Российской Федерации. Соответственно, правовое регулирование этих институтов не должно строиться, в том числе в юридико-техническом аспекте, на их противопоставлении".
(Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области").

"Таким образом, хотя Конституция Российской Федерации и не содержит положений, предусматривающих отзыв какого-либо должностного лица, ее нормы не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из статьи 3 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов".
(Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

"Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в статье 3 Конституции Российской Федерации (референдум - свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов статья 32 Конституции Российской Федерации, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем - право участвовать в референдуме".
(Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 № 10-П "По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации").

==================

Юридическая сила референдума в МосквеЮридическая сила референдума в Москве

Нажмите для увеличения на изображение


==================
В 2014 году был инициирован первый в истории Москвы судебный процесс, связанный с отказом москвичам в проведении местного референдума, о чем писали центральные СМИ.

Ни одного референдума городского или местного значения в Москве никогда не проводилось...





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Присяга, которую будут приносить лица при приобретении гражданства Российской Федерации.

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы относитесь к смертной казни?

Смертная казнь необходима
Смертная казнь недопустима
Смертная казнь может применяться только в исключительных случаях


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН