06.03.2018 - Основные понятия о праве и государственно-правовых явлениях.

Знание законов в повседневной жизни является необходимостью. В тоже время, в нашей стране часто можно услышать о том, что все законы знать невозможно, да и не обязательно. Но, знание закона защищает в первую очередь наши права.

В современном мире проблема юридической компетентности человека заняла одно из ведущих мест, ведь не смотря на то, что мы живём в XXI веке, немногие знают основополагающие понятия о праве и государстве…

правовые понятия

Предлагается краткий перечень некоторых понятий о праве и государстве.

Адвокат
- лицо, получившее в установленном Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" порядке статус адвоката и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность, в том числе представлять права и интересы доверителей от их имени в качестве представителя в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет:
а) высшее юридическое образование; б) стаж работы по юридической специальности не менее двух лет.

Административная ответственность
- предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное правонарушение
это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации о административных правонарушениях (КоАП) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. (Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке и т.д.).
2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. (Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; занятие проституцией и т.д.).
3. Административные правонарушения в области охраны собственности. (Самовольное занятие земельного участка; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, мелкое хищение и т.д.).
4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. (Нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования и т.д.).
5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. (Нарушение требований промышленной безопасности; нарушение требований нормативных документов в области строительства; повреждение электрических сетей и т.д.).
6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. (Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки нарко-содержащих растений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; и т.д.).
7. Административные правонарушения на транспорте. (Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд и т.д.).
8. Административные правонарушения в области дорожного движения. (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; и т.д.).
9. Административные правонарушения в области связи и информации. (Самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; разглашение информации с ограниченным доступом и т.д.).
10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе и т.д.).
11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. (Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и т.д.).
12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). (Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля и т.д.).
13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. (Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; и т.д.).
14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; и т.д.).
15. Административные правонарушения против порядка управления. (Самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации и т.д.).
16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности и т.д.).
17. Административные правонарушения в области воинского учета. (Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета и т.д.).

Признаки и состав административного правонарушения
1.Антиобщественность, 2.Противоправность, 3.Виновность, 4.Наказуемость.
Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
Состав административного правонарушения состоит из четырех подсистем: объекта административного правонарушения, объективной стороны административного правонарушения, субъекта административного правонарушения, субъективной стороны административного правонарушения.
Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, охраняемые административными НПА, на которые посягает субъект административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения характеризует деяние (действие или бездействие), посредством которого совершено административное правонарушение. К объективной стороне относятся также последствия деяния и причинная связь между деянием виновного лица и наступившими вредными последствиями.
Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение.
Субъективная сторона административного правонарушения, характеризуется виной лица, совершившего административное правонарушение. Вина может быть умышленной или неосторожной. К субъективной стороне административного правонарушения относятся также мотив и цель преступления.

Арбитражный суд
- специализированный государственный судебный орган, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Верховенство закона
- принцип законности, под которым понимается соответствие подзаконных нормативных актов и актов правоприменения предписаниям конституции и законам. Это означает, что ни один подзаконный акт не может противоречить закону.

Внутренние функции российского государства
- основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
К ним относятся следующие.
Экономическая функция в качестве основных направлений предусматривает поддержку стратегических и социально значимых производств; централизованную инвестиционную политику; создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
Социальная функция включает в себя установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.); поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д.
Функция финансового контроля предусматривает установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т.д.); контроль за денежным обращением в стране и т.д.
Функция охраны правопорядка состоит из ряда направлений: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и т.д.
Экологическая функция предполагает разработку экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Функция развития культуры, науки и образования включает в себя государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и т.д.

Внешние функции российского государства
- основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном общении и международных отношениях (внешнеэкономическая, дипломатическая, функции поддержания мирового порядка, взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, культурного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области охраны окружающей среды и др.).

Выборы
- это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией и законами, в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Избирательная система Российской Федерации
Под избирательной системой понимают виды голосований, предусмотренных российским законодательством и способы определения их итогов. Избирательная система также включает в себя правовые нормы, регулирующие доступ граждан к пассивному и активному избирательному праву, различные возникающие в ходе избирательного процесса вопросы.
В Российской Федерации закон предусматривает несколько видов выборов:
1. референдум — форму прямого волеизъявления граждан по особо важным вопросам,
2. выборы Президента России, проходящие по мажоритарной избирательной системе,
3. выборы Государственной Думы, высших должностных лиц субъектов федерации, представительных (законодательных органов субъектов федерации), как правило, предусматривающие смешанную избирательную систему,
4. муниципальные выборы, которые могут быть любого вида.

Высшая юридическая сила Конституции
- это особое юридическое свойство, отличающее её от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют приоритет над иными нормативными правовыми актами. Законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Глава государства
- высшее должностное лицо, являющееся олицетворением государственной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.

Государство

- особая суверенная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство характеризуется следующими признаками:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения);
2) система налогов;
3) наличие территории;
4) система нормативных правовых актов;
5) суверенитет (это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

Гражданство
- устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных особых прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Право на гражданство является неотъемлемым правом человека. Никто не может быть лишен гражданства.

Гражданская правоспособность
- признаваемая правом способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданская правоспособность возникает в момент рождения и прекращается вместе со смертью.

Содержание гражданской правоспособности включает в себя широкий круг прав: иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой другой, не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь авторские и иные, охраняемые законом, права на результаты интеллектуальной деятельности, иметь другие права.

Дееспособность гражданская
- способность своими действиями вызывать правовое воздействие, в особенности приобретать права и создавать обязанности.

Гражданская дееспособность предоставляет возможность посредством своих действий заключать сделки; возможность нести ответственность за неправомерные действия, причинение вреда физическому лицу либо ущерба чужому имуществу, нести ответственность за нарушение обязательства и т.д.

Гражданская дееспособность возникает в полном объеме:
а) с достижением возраста 18 лет (с момента совершеннолетия);
б) со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет в случаях, когда это допускается законом;
в) при объявлении органами опеки и попечительства или суда несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Иные сделки за малолетних могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Кроме того, данные лица отвечают за вред, причиненный малолетними.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; 4) по достижении 16 лет вправе быть членами кооперативов; 5) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 6) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения; 7) совершать мелкие бытовые сделки.
Во всех остальных случаях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. В случае когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Демократический режим (демократия)
- один из видов политического режима, при котором население участвует в осуществлении государственной власти, принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Признаки демократического режима:
1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
4) гласность, средства массовой информации свободны от цензуры.

Депутат
- выборный полномочный представитель народа в высших и местных органах власти.

Диспозиция нормы права
- элемент (часть) нормы права, содержащая права и обязанности адресатов, предписывающая, как должен (может) действовать субъект, попавший в условия, обозначенные в гипотезе, определяет само правило поведения.

Договор
- соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Должностное лицо
- лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах России.

Жалоба
- разновидность обращений граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности.

Закон
- нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативных правовых актов. Их положение определяется следующими основными признаками:
а) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта Федерации;
б) содержание всех иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам;
в) регулируют наиболее важные, социально значимые отношения.

Законность
- точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством. За отступление от требований законности наступает юридическая ответственность.

Иск
а) спорное материально-правовое требование одного лица к другому, подлежащее рассмотрению и разрешению в определенном процессуальном порядке;
б) письменное обращение лица к суду о защите спорного субъективного гражданского права или охраняемого законом юридического интереса.

Истец
- лицо, обратившееся в суд, арбитражный или третейский суд за защитой своих прав. Истцом может быть гражданин или юридическое лицо.

Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления – это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти, осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому, принимаемые ими в пределах своих полномочий, решения обязательны на территории муниципального образования для всех юридических, физических и должностных лиц.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
местный референдум,
муниципальные выборы,
голосование по отзыву депутатов,
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования,
другие формы.

Конституционный строй
- совокупность экономических, социальных, политических, правовых отношений, регулируемых главным образом нормами Конституции, возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. Иначе конституционный строй — это способ организации государства.

Конституционный статус личности
Конституционный статус личности в России - это роль и место человека (личности) в государстве, закрепленные в Конституции. Согласно ст. 2 Конституции России человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:
1) человек, его права и свободы — высшая ценность,
2) все граждане имеют права и свободы от рождения;
3) граждане имеют равные права;
4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;
5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
6) основные права и свободы гарантированы государством.

Органы судебной власти
Судебная власть возложена на совокупность судебных органов от низовых до верховных. Каждый судебный орган разрешает конкретные дела самостоятельно, руководствуясь только законом и правосознанием.
Судебная власть осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Классификация правовых систем
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры.
Существуют следующие правовые системы:
Романо–германская правовая система (Германия, Франция, Россия);
Англо–саксонская (американская) правовая система (Великобритания, США);
Социалистическая правовая система (Куба, КНДР, КНР);
Правовая система ислама (Иран, Пакистан).

Нормативный правовой акт (НПА)
- изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Ненормативный правовой акт
- документ, содержащий обязательные конкретно-индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия. Ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны.

Система нормативных правовых актов
Все НПА функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью.
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления.
В зависимости от юридической силы НПА подразделяются на законы и подзаконные акты.

Структура нормативного правового акта
Структура нормативного акта — это его строение, обусловленное внутренним особенным содержанием, поэтому единой формулы, пригодной для всех видов актов, не существует.
Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала.
Возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:
заголовок;
оглавление;
преамбула;
часть;
раздел;
глава;
статья;
параграф;
пункт;
подпункт;
абзац;
примечание;
заключительные положения;
приложение.

Норма права
- общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Норма права заключает в себе следующие признаки: имеет предоставительно-обязывающий, двухсторонний характер, т.е. одной стороне предоставляет правомочия, на другую возлагает обязанности; имеет общий, а не персонифицированный характер, рассчитана на неоднократное применение; определяет вид и меру поведения; состоит из трех элементов гипотезы, диспозиции и санкции; обладает властностью и официальностью провозглашения, т.е. устанавливается уполномоченными на то субъектами и закрепляется в официальных нормативных документах (нормативных актах), охраняется от нарушений силой государства.

Ответчик
- лицо, к которому предъявлен иск в суде. Ответчиком может быть гражданин или юридическое лицо.

Политические права и свободы
- одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны. Они, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства (а не иностранцам) и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом.

Право
- система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Субъективное право это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование и др.).

Признаки права
Нормативность. Нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.
Общеобязательность. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население.
Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках (документах), принятых по установленной процедуре.
Определенность. Право должно точно фиксировать требования.
Государственная защита. Государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности.

Правовое государство
- такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. В правовом государстве существует разделение властей, признается верховенство закона и равенство всех перед законом, в котором каждому гарантировано право на жизнь, существует взаимная ответственность государства и личности.

Правоотношения: понятие, признаки, виды.
Правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники которых имеют субъективные юридические права и обязанности.
Основные признаки правоотношений:
1. правовые отношения возникают исключительно на основе норм права.
2. правовые отношения являются разновидностью общественных отношений, т.е. могут возникнуть только в человеческом обществе, между конкретными субъектами - собственниками определенных юридических качеств (правоспособность и дееспособность).
3. правовые отношения имеют волевой характер, то есть для его возникновения необходима воля (желание) как минимум одного из участников.
Основные виды правоотношений:
1) по отраслевому признаку - конституционные, административные, гражданские, трудовые, семейные и т.д.
2) по количественному составу субъектов: простые - возникают между двумя субъектами; сложные - между 3 и более субъектами.

Состав правоотношения
Состав правоотношения: субъекты; содержание; объекты.
Субъекты правоотношений — это индивиды, организации, го¬сударство в целом.
Чтобы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным и дееспособным.
Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право — это мера возможного или дозволенного поведения.
Юридическая обязанность — это мера необходимого или должного поведения.
Объектами правоотношений являются разнообразные социальные блага.
Различают следующие их разновидности:
1) материальные блага (вещи, деньги, ценные бумаги, результаты действий);
2) интеллектуальные блага — учеба в вузе, создание научного произведения, изобретения и др.;
3) политические блага — выборы кандидатов в депутаты, участие в митинге и др.;
4) экономические блага — поступление на работу, получение отпуска и др.;
5) личные блага (жизнь, честь, достоинство, комфорт) — вступление в брак, личная неприкосновенность и др.

Правонарушение
- виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Признаки правонарушения:
действие или бездействие;
противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
виновное поведение нарушителя;
причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.

Виды правонарушений
- по степени общественной опасности: преступления; проступки - конституционные, административные, гражданско-правовые деликты, дисциплинарные.
- по сферам общественной жизни: в политической, экономической, социальной, семейной и др.
- по видам юридической деятельности: в правотворчестве, в применении права.
- по формам вины: совершенные умышленно, совершенные по неосторожности.

Принципы права.
Принципы права — это основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права.
Общие принципы права:
1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих;
2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ);
3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты;
4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения;
Отраслевые принципы права:
Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.
- в гражданском праве — принцип равенства сторон;
- в уголовном праве — презумпция невиновности;
- в трудовом праве — принцип свободы труда.

Понятие и цели наказания
Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Понятие и виды социальных норм.
Социальные нормы — правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния.
Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Особенности, верховенство, высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации
К юридическим свойствам Конституции относятся:
- легитимность,
- верховенство,
- стабильность,
- прямое действие,
- база текущего законодательства.
Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Презумпция невиновности
Один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, заключающийся в том, что лицо считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Если выдвинуты обвинения в совершении уголовно наказуемого деяния (то есть гражданину присвоен статус обвиняемого), то бремя доказывания этих обвинений, то есть обязанность по поиску, сбору и предоставлению в суд доказательств вины обвиняемого лежит на стороне обвинения.
Все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (возникающие вследствие недостаточности доказательств, противоречивости доказательств, незаконности способов добычи доказательств и т. д. и т. п.), которые до момента окончания судебного следствия не были устранены в законном порядке, суд обязан толковать в пользу обвиняемого (то есть в пользу признания его «невиновным»).


Виды норм права
Основные виды правовых норм:
в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности):
конституционные,
гражданские,
административные,
уголовно-правовые и т.п.
в зависимости от времени действия:
постоянные (содержащиеся в законах);
временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).
в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции России);
специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.).
в зависимости от сферы действия:
общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовного кодекса Российской Федерации),
региональные (действуют на территории субъектов России - в республиках, краях, областях и т.п.).
в зависимости от юридической силы:
правовые нормы законов;
правовые нормы подзаконных актов.

Различные подходы к пониманию права
Нормативистский подход. Его сторонники (Новогородцев, Кельзен) определяют право как совокупность охраняемых государством норм.
Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) - это высшее право по отношению к действующему праву (законы).
Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что право имеет божественное происхождение.
Марксистский подход. Представители марксисткой теории (Маркс, Энгельс, Ленин) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.

Виды преступлений
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Понятие и виды субъектов права
Субъекты права - лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений.
Виды: а) физические лица; б) организации; в) общественные образования (народы, нации).
1.Физические лица - это граждане, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).
2.К организациям относятся: а) само государство; б) государственные организации; в) негосударственные (общественные, кооперативные, коммерческие и др.) организации.

Понятие преступления и его состав.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Состав преступления — это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественную опасность деяния.
Состав преступления состоит из четырех подсистем: объекта преступления, объективной стороны преступления, субъекта преступления, субъективной стороны преступления.
Объект преступления – это те общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые посягает субъект преступления.
Объективная сторона преступления характеризует деяние (действие или бездействие), посредством которого совершено преступление. К объективной стороне относятся также последствия преступного деяния и причинная связь между деянием виновного лица и наступившими вредными последствиями.
Субъект преступления - лицо, совершившее преступление. Субъектом преступления может быть только то лицо, на которое возможно возложение обязанности отвечать за содеянное, то есть лицо, достигшее указанного в законе возраста и вменяемое. Есть в уголовном праве понятие специального субъекта, то есть лица, обладающего, помимо названных общих признаков (возраст, вменяемость), специальными признаками, указанными в законе (должностное лицо).
Субъективная сторона преступления, характеризуется виной лица, совершившего преступление. Вина может быть умышленной или неосторожной. К субъективной стороне преступления относятся также мотив и цель преступления.

Влияния права на государство.
Для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

Свобода мысли и слова
- одно из основных личных прав человека, означающее свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей, а также гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам посредством устного или печатного слова, а также другими средствами. Особые ограничения в пользовании свободой слова устанавливаются законодательством и являются необходимыми для уважения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Система наказаний
По уголовному законодательству к лицам, совершившим преступления, могут применяться:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службы;
- ограничение свободы;
- арест;
- содержание в дисциплинарной воинской части;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.

Перечень видов наказаний - является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Структура нормы права
Структура нормы права (юридическая) – это её внутреннее строение, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выраженное в источниках права.
Выделяют трёхзвенную структуру нормы права, к элементам которой относят гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на условия, при наличии которых реализуется норма.
Диспозиция – это структурный элемент нормы права, определяющий само правило поведения.
Санкция - указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Указ Президента
- нормативный или индивидуальный акт, издаваемый главой государства, который не может противоречить Конституции и законам и обязателен на всей территории государства. Некоторые указы требуют утверждения парламентом. Так, в России чрезвычайное или военное положение вводится специальным Указом Президента России с последующим утверждением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации
Федеральное Собрание — парламент — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, — это общегосударственное федеральное представительное учреждение.
Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России.
Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Россия - федеральное государство. Принципы федерации.
В основе федеративного устройства России заложена система принципов, которые обусловлены её демократической сущностью. Данные принципы выступают исходными началами в территориальном устройстве не только в целом государства, но и субъектов РФ.
Согласно статье 5 Конституции России к принципам федеративного устройства России относятся:
– принцип государственной целостности России;
– принцип единства системы государственной власти;
– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов России;
– принцип равноправия и самоопределения народов в России;
– принцип равноправия субъектов России во взаимоотношениях со всеми федеральными органами государственной власти.

Правительство Российской Федерации
Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Подотчётно Президенту Российской Федерации и подконтрольно Государственной Думе.
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.
Президент Российской Федерации является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы.
Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Юридическая ответственность
- установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы.

Основные признаки юридической ответственности:
1. Устанавливается государством с помощью правовой нормы.
2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение.
3. Юридическая ответственность носит штрафной характер, выражается в государственно-властном установлении для правонарушителя новой, дополнительной обязанности, связанной с необходимостью претерпевания негативных последствий.

В зависимости от вида правонарушения ответственность бывает:
уголовная - наиболее суровый вид юридической ответственности следует за преступления и выражается в непосредственном воздействии на личность правонарушителя, возлагается приговором суда;
гражданско-правовая - следует за нарушения норм права в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений, выражается в возмещении правонарушителем имущественного вреда и восстановлении нарушенного права;
административная - следует за административные правонарушения, выражается в применении к нарушителю таких взысканий, как предупреждение, штраф, конфискация, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест;
дисциплинарная - имеет своим основанием дисциплинарный проступок и выражается в замечании, выговоре, увольнении с работы и т.д.;
материальная ответственность - следует за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации работником при исполнении им своих трудовых обязанностей.

Цели и принципы юридической ответственности
Цели юридической ответственности.
Во-первых, юридическая ответственность налагается для того, чтобы покарать правонарушителя и тем самым восстановить социальную справедливость.
Во-вторых, целью юридической ответственности является перевоспитание осужденного правонарушителя (и предупреждение совершения им правонарушений в будущем).
В-третьих, применение юридической ответственности осуществляется и в назидание всем окружающим людям для предупреждения совершения противоправных деянии с их стороны.
В-четвертых, многие меры юридической ответственности направлены на восстановление положения потерпевшего, на компенсацию имущественных потерь или морального вреда: возмещение убытков, неустойка, штраф, взимаемый в пользу потерпевшего.
Принципы юридической ответственности.
Принцип законности - заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при назначении юридической ответственности.
Принцип ответственности только за виновные деяния - означает, что, если лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть результаты своих поступков, не желало их наступления или не могло руководить своими действиями, юридическая ответственность не наступает.
Принцип справедливости - означает, что за противоправный проступок отвечает лишь тот, кто его совершил, причем за одно и то же правонарушение ответственность наступает только один раз, при назначении санкции должна учитываться тяжесть правонарушения.
Принцип неотвратимости юридической ответственности - предполагает ее неминуемость, неизбежность, если совершено правонарушение.

Юридический факт
- конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм.

Юридическое лицо
- организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.



================
Примечание: Если кажется, что отсутствует ответ на какой-либо вопрос, то это лишь кажется! Необходимо ещё раз более внимательно ознакомиться с текстом.






Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Как только наступают теплые дни в конце апреля, многие выходят в городские парки на отдых, в том числе, и с целью приготовить шашлыки, не учитывая, что существуют специальные Правила.

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы узнали о нашей компании?

Рекомендация знакомых
Поисковая система
Социальная сеть
СМИ
Сервис Яндекс.Карты
Информационная листовка
Рекламная вывеска


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН