27.10.2016 - В октябре 2016 г. IP CLUB (ipclub.in) организовал и провел серию авторских семинаров по курсу «Организация ведения межгрупповой дискуссии в Интернете – сопоставление офлайновых и онлайновых методов».

Лектором данного курса выступил специалист в области межличностного общения А.В. Крымин – эксперт Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи, заместитель директора Регионального общественного центра интернет технологий (РОЦИТ), член Программного комитета Института развития Интернета (ИРИ).


Фото с сайта http://ipclub.in/

Семинары проходили в стенах Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В рамках курса были представлены интересные примеры и рекомендации (приёмы) по прямому и косвенному публичному воздействию на оппонентов, в частности - путем провокации, с целью их дискредитации, а также тактика противодействия.

Участником данного курса стал и представитель компании "Юридическая служба столицы" - Д.А. Ястребов, который отметил, что данный курс может быть интересным "судебным юристам", в связи с использованием стратегии деконструкции в речевом воздействии в современном гражданском судебном процессе.


О стратегии речевого воздействия в суде...

Результат выступления судебного оратора во многом зависит от того, на сколько учел он состав слушателей. Поэтому, выступающему необходимо принимать во внимание такие характеристики аудитории, как национальность, возраст, пол, вероисповедание, социальное положение слушателей, чтобы наиболее эффективно представить свою правовую позицию, подвергнув сомнению/разрушению правовую позицию оппонента.

Став участником судебного процесса, необходимо постичь новые модели социального поведения, т.к. судебное разбирательство протекает в коммуникативной форме диалога, который существенно отличается от бытовой диалогической речи.

Сопровождающие судебный диалог коммуникативные неудачи показывают, что простые люди - непрофессиональные участники правового конфликта (спора) - с трудом усваивают, ранее неизвестные им фрагменты судебной культуры. Поверхностное ознакомление с некоторыми нормами гражданского процессуального законодательства не вооружает непосредственно истцов и ответчиков необходимым объемом представлений об адекватном исполнении этих социальных ролей. В связи с этим, часто, лишь интуитивно осуществляя процессуальную деятельность, они постоянно встречают, наряду с насмешками со стороны профессиональных участников процесса, и упреки судей в недостаточном владении её правилами.

Таким образом, потенциал состязательности зависит от многих факторов, в том числе - от возможности быть представленным в суде квалифицированным юристом. Если процессуальный участник не может оплачивать услуги судебного юриста и не в состоянии самостоятельно должным образом подготовиться к исполнению роли, отведенной ему в рамках процесса, никакого состязания не происходит. Недостаточно информированные о тонкостях судебной процедуры, участники не используют всех процессуальных средств для обоснования своей правовой позиции.

В ходе судебного разбирательства они, в лучшем случае, слепо выполняют указания судей, отвечая на их уточняющие и наводящие вопросы (при их наличии), иногда даже не понимая их смысл. А ведь эффективность рассмотрения гражданских судебных дел зависит как от характера взаимодействия конфликтующих сторон, так и от взаимодействия с ними суда, принимающего решение по делу.

При этом, спецификой гражданского процесса, является принцип активности и свободы волеизъявления сторон, сочетаемый с принципом активности суда и его права вмешиваться в сферу распорядительных действий сторон. Однако, это вмешательство может быть направлено исключительно на содействие сторонам в защите их прав, охраняемых законом.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Кроме того, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 1626-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грязнова Николая Константиновича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Иными словами, если сторона что-то не совершила (не заявила) во время судебного процесса (например, по не знанию), то это проблема именно этой стороны.

Очевидно, что успешность и результативность гражданского процесса в значительной мере зависят от компетентности судебных юристов и тщательности предварительной ими подготовки судебного процесса.

Именно поэтому и важна профессиональная стратегия деконструкции в речевом воздействии в судебном процессе, которая должна быть направлена на то, чтобы разрушать и порождать сомнения в доброкачественности смысловой структуры правовой позиции процессуального оппонента, дискредитируя достоверность показаний свидетелей, их репутацию, а также действий стороны и/или представителя, экспертов и уровень их квалификации.

В ряде дел, особенно - как показывает практика, касающихся бракоразводных процессов, часто используются провокационные речевые ходы (поступки) сторон и их представителей, приводящие к "словесным перепалкам". Для конфликтного речевого взаимодействия характерны речевая агрессия, грубость, обмен колкостями, направленными на то, чтобы спровоцировать неадекватное поведение оппонента. Стороны процесса не всегда готовы контролировать своё эмоциональное состояние, что приводит к их ошибкам в тактике своего поведения.

При этом, законодательство формально предусматривает средства, при помощи которых можно противодействовать грубости всех участников судебного разбирательства. По отношению к нарушителям порядка в судебном заседании — предупреждение, удаление из зала судебного заседания и штраф (ст. 159 ГПК РФ).

Для воздействия на ход судебного диалога необходимо требовать от суда пресечения неадекватных, в т.ч. и провокационных, речевых поступков оппонента.




ВЫВОД:

Для успеха в профессиональной деятельности современный судебный юрист должен обладать культурой судебной речи, уметь определять цель и понимать ситуацию общения, учитывать социальные и индивидуальные черты личности оппонента, владеть навыками прогнозирования развития судебного диалога и реакций участников судебного процесса, контролируя своё эмоциональное состояние.






Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Имеет ли право на квартиру ребенок, не участвовавший в приватизации?

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы относитесь к смертной казни?

Смертная казнь необходима
Смертная казнь недопустима
Смертная казнь может применяться только в исключительных случаях


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН