21.12.2018 - в специализированных аудиториях ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», в рамках изучения студентами курса «Основы права», состоялся научно-практический семинар на тему «Особенности осуществления властных полномочий органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях».

Организатором проведения данного мероприятия выступил главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России, один из ведущих лекторов по курсу «Основы права» – Ястребов Дмитрий Андреевич.

В центре внимания участников семинара – разделение властей, как политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей, как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 Конституции России установлена так называемая «система сдержек и противовесов» между тремя ветвями власти - исполнительной, судебной и законодательной - каждая из которых имеет собственные функции и компетенцию.

Основными докладчиками выступили студенты группы 18 ГМУ-УГХ 11.2 ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», обучающиеся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», направленность (профиль) «Управление городским хозяйством».

Модератором научно-практического семинара выступил П.В. Серкин.

Первым выступил с докладом, посвященному особенностям правового статуса Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти, - М.В. Фатеев, который особо отметил, что исполнительная власть, сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по сравнению с другими ветвями государственной власти, финансовые, материально- технические, организационные, людские и иные ресурсы.

Именно она обладает наиболее полной информацией о процессах, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности общества.

Докладчик подчеркнул, что возникновение чрезвычайно опасных, кризисных ситуаций буквально во всех сферах человеческой деятельности предполагает крайнюю срочность принятия управленческих решений, и исполнительная власть и здесь имеет несомненные преимущества.


П.В. Серкин и М.В. Фатеев


Оппонентами докладчика выступили А.И. Удальчикова и М.П. Тихонова, которые подвергли обоснованной и конструктивной критике ряд положений доклада М.В. Фатеева.


А.И. Удальчикова и М.П. Тихонова
задают вопрос М.В. Фатееву


Далее, с докладами об особенностях правового статуса Президента России, выступили К.А. Садовская и Е.В. Штрахов.


К.А. Садовская


К.А. Садовская, отдельно указала на то, что именно Президенту принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью - Правительства России.

Также, докладчик подчеркнул о наличии права Президента использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное конституционное положение обусловливает правовую природу согласительной деятельности Президента Российской Федерации в отношении органов государственной власти субъектов Федерации.

Было высказано утверждение, что указанная конституционная конструкция закрепляет роль Президента как важного координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Е.В. Штрахов в своём докладе, привел ряд дополнительных ярких примеров того, что Президент имеет ряд важных полномочий, которые позволяют говорить о важности его роли в системе государственной власти.


Е.В. Штрахов


В частности, говоря о «влиянии» президентской власти в отношении Правительства Российской Федерации, в пример были приведены полномочия Президента назначать Председателя Правительства, право председательствовать на заседаниях Правительства, право принимать решение об отставке Правительства. Кроме того, были приведены в качестве примера «влияния» президентской власти в отношении Государственной Думы Российской Федерации следующие правомочия: право назначать выборы Государственной Думы, право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России.

Отдельно была затронута тема правомочий Президента, относительно судебной власти. Президент вправе представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также, Президент вправе назначать судей для других судов.

Оппонентом содокладчиков выступил Д.Д. Хабаров, который задал ряд острых уточняющих вопросов по положениям представленных докладов.


модератор семинара П.В. Серкин
уточняет ответ у К.А. Садовской и Е.В. Штрахова
на вопрос Д.Д. Хабарова


В обсуждении вопросов, выдвинутых докладчиками на защиту, приняли участие и другие участники семинара, задавая вопросы выступавшим или произнося краткие комментарии (Н.А. Титов, И.Ю. Трофимова, Д.А. Юшкин, И.А. Яхина).

Кроме того, Д.А. Терехов, П.В. Серкин и М.В. Фатеев горячо обсуждали проблемы, связанные с местом судебной власти в системе разделения властей.


М.В. Фатеев, П.В. Серкин и Д.А. Терехов
обсуждают аргументы друг друга, касательно места судебной власти в системе разделения властей


Позднее, к обсуждению подключился Е.А. Шилов, давший ряд важных замечаний по рассматриваемым вопросам, опираясь на положения Конституции России.


Д.А. Терехов и Е.А. Шилов ждут уточняющий вопрос модератора П.В. Серкина


Таким образом, участники согласились с тем, что законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, исполнительную - Правительство Российской Федерации, судебную - суды Российской Федерации. При этом государственная власть едина, но функции ее - законодательство, управление и правосудие - различны.

П.М. Трофименко выступил в рамках вопроса о полномочиях парламента в системе разделения властей.


Д.А. Ястребов и П.В. Серкин выслушивают позицию П.М. Трофименко


В спор с ним вступил А.С. Холоднов, представивший свою собственную точку зрения.


А.С. Холоднов обдумывает комментарии, поступившие от других участников обсуждения


В основном, итоги обсуждения, представленных сообщений, подводить было поручено модератору – П.В. Серкину.

Однако, Д.А. Терехов вновь решил высказаться по ряду вопросов о месте каждой из ветвей власти.

Большинство участников научно-практического семинара согласилось с высказыванием Д.А. Терехова о том, что здоровая конкуренция между органами власти способствует повышению эффективности их деятельности и повышению качества системы государственного управления.

Действительно, конкуренцию следует отнести к универсальному условию, лежащему в основе процесса совершенствования и прогресса.

В рамках новой дискуссии, пару слов об исторических аспектах самой теории разделения властей, сказал организатор семинара – Д.А. Ястребов. В частности, было отмечено, что во время становления и развития Советской власти, в нашей стране господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов. Ситуация стала меняться только в последние годы «перестройки», когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР.


Участники научно-практического семинара
21 декабря 2018 г.


Подводя итоги, участники научно-практического семинара, признали его продуктивность. Обмен мнениями проходил в спокойной конструктивной форме.





Поделиться в социальных сетях





Мы в социальных сетях:





ИНФОРМАЦИЯ

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Присяга, которую будут приносить лица при приобретении гражданства Российской Федерации.

Читать подробнее...

ГОЛОСОВАНИЕ


Как Вы относитесь к смертной казни?

Смертная казнь необходима
Смертная казнь недопустима
Смертная казнь может применяться только в исключительных случаях


МЫ В СМИ





ОПЛАТА УСЛУГ ОНЛАЙН